Весточка из прошлого

Когда держишь в руках это письмо и смотришь на дату становится немного не по себе.

Письмо из Риги, написано моим отцом в день начала Великой Отечественной войны, а когда начинаешь его читать, совсем теряешься потому что писать он его начал утром около 10 часов, а продолжил после 12 часов, когда по радио объявили о нападении Германии на СССР.

Так это письмо разделила судьбы и жизнь, между миром и войной.

(нажмите на картинку, чтобы посмотреить сканы оригинала письма)

«Лида, сама обстановка заставляет лишний раз послать весточку к той, которая этого еще не ощущает, а нам проходится быть ко всему готовым и, значит лишний раз вспомнить о тебе. В такое прекрасное время приходится обо всем вспоминать и все плохое и хорошее… Такая прекрасная погода установилась, что она еще больше дает воспоминаний…

Сейчас 12 часов, и пришлось прервать свое письмо, чтобы услышать слова Вяч. Михайловича (Молотов В.М. член политбюро, нарком иностранных дел СССР)…но нас это нисколько не беспокоит и прошу так же тебя не волноваться за нашу судьбу. Уже видно судьба такая…

Лидуха, конечно, когда я слушал слова Вяч. Мих., то по телу ходила гусиная кожа, а волосы становились дыбом. Я несколько волнуюсь тем, что пришлось мало быть с тобой, кого держишь в памяти как близкого друга и товарища.

Лидуха, поскольку обстановка изменилась, поэтому все же прошу тебя не забывать и писать на тот же адрес, а там судьба покажет. Передай привет всем родным. Крепко, крепко целую. Коля».

Письмо это написал коломенец - Николай Дутиков своей невесте 22 июня 1941года.

Обычный человек, но как интересна его судьба. Родился он в далеком 1914 году в г. Коломна в семье коренных коломенцев, а первое упоминание этой фамилии в летописи г. Коломна датируется 1643 годом.

В 1934 году Николай поступает на Коломенский патефонный завод слесарем, учится на рабфаке, после окончания его назначают мастером по сборке патефонов. Из его рассказов мы узнаем, как ему молодому мастеру доверили собирать патефоны для членов политбюро ВКП(б). Кто помнит или читал про те годы, поймет, что это был очень ответственный заказ.

В 1936 году, он был призван на действительную службу в РККА (Рабоче-крестьянскую Красную Армию).

Из его воспоминаний, рассказов, в том числе документального фильма «Ворошиловский стрелок», снятым в 1998 году Коломенским телевидением, мы узнаем много интересных историй про его службу в Кремле.

- Привезли нас на Красную площадь, к Спасским воротам, команда «выгружаться, строиться, проходим в Кремль» мы так и ахнули, толи испуг, толи радость!

- Был я зачислен в Управление комендатуры Московского Кремля в Кремлевский полк особого назначения. Сначала курсы молодого бойца, а потом за хорошую успеваемость меня направляют в школу младших командиров (повышение грамотности, строевая подготовка по особому ритуалу, стрельба, уставы) и назначают помощником командира стрелкового взвода Кремлевского полка.

- Главное, что от нас требовалось: бдительность, строгая дисциплина, умение держать язык за зубами. При поступлении на службу с нас взяли подписку о неразглашении, поэтому, где служил, кем служил, что входило в обязанность, даже близким не говорил. Мать рассказывала, что к ним приходили из НКВД, про меня спрашивали, где служит, как, что пишет в письмах? Но я предупредил ни слова где я служу.

Поэтому Николай Николаевич, спустя многие, многие годы лишь в 90-е начал понемногу рассказывать, как служил в Кремле. А рассказать было что.

Пост №1 (мавзолей Ленина), охрана правительства, встречи почетных гостей, охрана членов политбюро.

«Однажды, Сталин после просмотра балета в Большом театре скажет, «… а не пройтись ли нам пешком в Кремль» и тут не зевай, ответственность, напряжение – огромное.

-Маршалы Тухачевский, Блюхер, Егоров, некоторые члены правительства, сегодня мы их приветствуем, охраняем их кабинеты, а завтра нам приказывают их не пропускать, «враг народа».

Особо он вспоминал парады на Красной площади. Когда шел кремлевский полк, музыка стихала, и был слышен только металлический четкий шаг полка, (т.к. на подошвы сапог специально набивали металлические подковки) – «Кремлевцы идут…» слышалось со всех сторон». «Когда мы ходили в увольнение по Москве, а ходили мы по трое, таков был приказ, нас сразу узнавали по выправке, форме, по нашивкам…».

За успехи в боевой подготовке Николай Дутиков был награжден медалью «20 лет РККА».

В 1938 году он становится сотрудником НКВД и его назначают в личную охрану К. Ворошилова.

- Это был любимец народа, прославленный герой гражданской войны, нарком обороны страны. Охрана ближней дачи в Лосино-Островском, где Ворошилов жил со своей семьей, поездки в войска, на полигоны, приезды других членов политбюро в гости к наркому, подготовка к парадам. Для парада у него была специальная красная лошадь, он начинал тренировки за месяц, кавалеристом он был от бога».

- Ворошилов очень любил зимой кататься на лыжах. В воскресенье мы собирались все с лыжами в спортивных костюмах, человек 10-15 Ворошилов поинтересуется: как дела, поели? Ну кто первый прокладывает лыжню, а я хорошо ходил на лыжах, и мне доставался первый номер, и мы гуськом по лесам, полям так проходили 10 - 15 км., заедем в деревню, к нам люди выйдут: кто такие?, а мы все в одинаковых спортивных костюмах, потом глядь «Ворошилов!.

- Он поговорит с крестьянами, спросит про их нужды и опять в путь. Человек он был спортивный.

В конце 1940 года заканчивалась служба Николая в Кремле, и сколько его не уговаривали, он подал рапорт на увольнение. В Коломне его ждала любимая девушка по имени Лида, с которой они решили пожениться . Но недолго он был на гражданке. Весной 1941 года его как младшего командира запаса, направляют командиром роты на строительство военных аэродромов под Ригу, где его и застало известие о начале войны.

Отсюда под бомбежками, отступал с войсками, был ранен, госпиталь, а потом писал рапорты – просил отправить на фронт, но как военспеца его направили в 353 –й запасной стрелковый полк для подготовки маршевых рот.

А что же та Лидуха, которой он адресовал письмо из Риги и просил «…не забывать и писать на тот же адрес».

Лида Трифонова с 1935 г. работала чертежником на Коломенском заводе им. В. В. Куйбышева, проектировала паровозы. В марте 1942 г. ее мобилизовали и направили служить в 81 полк связи, в штаб 1-го Прибалтийского фронта, в котором она прослужила до конца войны. В тех суровых условиях она оставалась романтической натурой, ее письма написанные карандашом, передают ее романтику, мы бережно храним их в нашем семейном архиве. Вот одна выдержка из письма написанного Лидой своим родным.

- « На днях вручили мне посылочку от вас, правда нашли уже меня на 3-м месте … Вот сижу ночью. Стало светать. Открыли окна, и комната наполнилась запахом польских роз, и с окна цветы не сходят. В общем, живем в волшебных местечках… Жива, здорова, не беспокойтесь за меня, возможно, несколько времени не будет письма. Переезды, совершенно нет времени…».

Победу встретила в Кенигсберге. Была награждена медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Николай и Лида после демобилизации вернулись в родную Коломну и в ноябре 1945 года сыграли свадьбу. Николай вернулся на свой родной завод, который уже назывался Коломенский завод текстильного машиностроения, где прошел путь от мастера до начальника основного цеха. Уволился в 1995 году имея общий трудовой стаж свыше 60 лет. В конце жизни, а умер он в возрасте 94 лет, он стал инвалидом 1-ой группы по зрению и несмотря на это, до конца жизни оставался жизнерадостным, веселым человеком.

Лида до пенсионного возраста проработала конструктором в отделе главного технолога Коломенского завода им. В. В. Куйбышева.

В этой семье родились трое детей, сын Евгений и двойняшки Ольга и Аркадий, которые и по сей день живут и здравствуют, растят детей, внуков, но как говорится это другая история.

Я рассказал это для того, чтобы отдать долг своим родителям, прошедшим такой длинный и нелегкий жизненный путь, вырастившим нас в тяжелые послевоенные годы. Чтобы мы всегда помнили, кому мы обязаны этой Великой Победой, вот таким простым Николаю и Лидии, которых были миллионы в Нашей Стране.

С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ВАС, ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ!

Аркадий Дутиков