18 сентября - в день закрытия Паралимпиады - соревнований уже практически не осталось. Посетив с утра финальную игру по волейболу сидя (где в упорной борьбе команда Ирана вырвала золото у Боснии и Герцеговины), мы решили провести последние часы на знаменитом пляже Копакабана, а уже оттуда выдвинуться в Маракану. За две недели в Рио наконец-то настал момент, когда можно вытянуть гудящие от ходьбы ноги и опустить на тёплый песок натруженные тяжёлой камерой руки.

Специальные автобусы уже не ходили, потому мы отправились своим ходом на метро. По дороге наш командир Вячеслав Коростылев заглядывал во все магазинчики и сувенирные лавочки, так как до сих пор не успел купить настоящую бразильскую куклу в подарок любимой внучке. Куклу мы так и не нашли, зато познакомились с продавщицей, чья подруга когда-то училась в России и научила её русскому языку. Тепло и дружески пообщались с этой приветливой женщиной.

Копакабана встретила нас широкой пешеходной набережной, украшенной фирменной мозаикой из волн и рыбок. Наконец-то можно было не бояться диких автомобилистов и спокойно подыскать себе лежбище. Выбирать требовалось с осторожностью, чтобы ненароком не забрести на спонтанное футбольное поле (в футбол тут играют действительно везде), или не расположиться в секторе, отмеченном радужным флагом для лиц определённых пристрастий.

Вот тут-то нам и вспомнился родной Крым. Казалось, всевозможных торговцев по пляжу бродило больше, чем отдыхающих. Тут тебе и сладкая вата, и варёная кукуруза, и пиво из сумки-холодильника и яркие цветные платки с солнечными очками. А шустрые негритята с походной жаровней прямо на месте могут поджарить что-то похожее на шашлык.

Солнышко, волны, ветерок, из многочисленных летних кафешек льётся музыкальная какофония, а над головой летают чайки с альбатросами да футбольные мячи. Красота! Только соседние горные вершины застилает чёрный дым от какого-то далёкого пожара, но нам он не мешает.  
Как ни выбирали мы удобное и безопасное место, а всё равно просчитались. Не прошло и часа, как очередная бодрая волна, взяв внезапный разгон, смогла преодолеть лишние пять метров, подкрасться прямо к нам и потащить в свои объятия полотенца, тапки, брюки и даже дурацкие розовые рюкзаки с надписью «пресса». Хорошо, что хоть фототехнику успели вовремя подхватить на руки, а всё остальное догнали и выловили чуть позже.
Теперь ни о какой поездке на Маракану не могло быть и речи. Кое как простирав и почистив от вездесущего песка одежду, мы отправились сушиться в ближайшее кафе подальше от разбушевавшейся стихии.

В кафе какой-то темнокожий лабух с высоким голосом, мучил гитару и наши чувствительные уши. А по всем доступным взгляду телевизорам шёл футбол. Никаких намёков на то, что в паре километров отсюда заканчиваются XV летние Паралимпийские игры.
Зато можно было оценить кухню, отличную от той, что кормят волонтёров (однажды нам удалось обнаружить в недрах Олимпийского парка спецстоловую и уговорить персонал покормить бедных-голодных российских фотографов на халяву без ваучеров). А ещё оказалось, что к напиткам здесь подают специальные криостаты с двойными стенками, куда можно спрятать бутылку, чтобы та не грелась. Отличная придумка.
Солнце внезапно скрылось за горами, и практически мгновенно наступила тропическая ночь. Дальше сохнуть было бесполезно, можно выдвигаться домой.

В номере выяснилось, что церемония закрытия только начинается. На этот раз все команды были заранее размещены в импровизированном зрительном зале, в который превратись футбольное поле. В центре поля высилась сцена, вызывающая нехорошие предчувствия.
И точно. После минуты молчания по случаю трагической гибели китайского велосипедиста, который разбился в одном из заездов накануне, и небольшой презентации следующих игр в Японии, начался он - гала-концерт звёзд Бразильской эстрады.

«Предчувствия его не обманули!»

На сцене одни артисты в перьях сменяли других в блёстках (наверное все очень популярные), а нам хотелось то ли вернуться назад к голосистому лабуху, то ли просто выключить телевизор и лечь спать...