bronnici soc tour serp 2021

Подходит к завершению 2021 год. Для Бронницкой городской организации инвалидов МООО ВОИ он был очень плодотворным, не смотря на ограничения, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции. Например, готовясь вступить в Русское географическое общество, организовали «Клуб кинопутешественников», где с большим интересом знакомимся с достопримечательностями нашей страны, совершаем красочные интересные видео экскурсии по туристическим местам нашей планеты.

Благодаря стратегии ВОИ, активные члены местных организаций МООО ВОИ с 12 по 17 декабря 2021 года стали участниками Программы социально-культурной реабилитации «Социальный туризм для региональных организаций ВОИ».

В назначенное время встретились на Казанском вокзале, обменялись последними новостями, главный вопрос, конечно, о здоровье. С шутками и прибаутками сели в экскурсионный автобус, где нас встретил самый лучший водитель экскурсионных автобусов Юрий и мы отправились в Арт-Отель «Пушкино».

Расселившись по номерам, отправляемся подкрепиться вкусным обедом, после которого члены Юго-Восточного СМО запланировали собраться на репетицию предновогодней сценки, которой надеемся порадовать наших товарищей.

Собравшись в одном из номеров, прочитали сценарий, распределили роли, примерили сценические костюмы, которые вместе со сценарием привезла председатель Бронницкой ГО МООО ВОИ Терешко Л.Ю. Уже довольно поздно расходились по номерам, довольные, что сказочная история еще больше сблизила нас и помогла проявиться спящему таланту артиста!

13 декабря, после завтрака, отправились в Сергиев Посад, чтобы в который раз побывать в Лавре, прикоснуться к истории православной церкви, восхититься красотой и великолепием убранства церквей монастыря.

Экскурсовод встречает нас у Надвратной (над воротами) церкви, построенной в честь рождества святого Иоанна Предтечи в 1699 году на деньги знаменитой семьи Строгановых в очень нарядном красочном архитектурном стиле Московское барокко. Это единственный сохранившийся памятник архитектуры в стиле барокко в монастыре.

Идем к следующей церкви в честь сошествия Святого духа на Апостолов. Это первая колокольня монастыря 1477 год. Соединение колокольной церкви в одном здании, как в католической церкви. Эту церковь построили приглашенные мастера из Пскова. Что интересно, изнутри колокола вне доступа. Когда церковь построили, колокола крепили длинной балкой, к концу балки привязывали веревку, за которую дергали, раскачивая колокол. Звонили с земли.  Сейчас звонят по- другому. Полукруглый выступ называется оксида. Между центральным и правым выступом ставится лестница, от лестницы к колоколам привязывается веревка, звонарь поднимается по лестнице, потом цепляясь за веревку по крыше лезет звонить в колокола. Эта колокольня звонит только летом и даже не каждый день. По праздникам звонят две колокольни. Экскурсовод отвечает на все наши вопросы, и мы довольные, внимательно слушаем очень интересные истории.

Мы видим здание, внешне похожее на надвратную церковь, тоже Московское барокко, которое состоит из двух частей: вся высокая часть – церковь, посвящена она Сергию Радонежскому; вся длинная часть – трапезная, до 1917 года в церкви святого Сергия молились только цари, потом они выходили в трапезную трапезничать. А вот в нижнем этаже была кухня и кормили всех паломников.

Экскурсовод обращает наше внимание на двери. Двуглавый орел, единорог и лев, это элементы царского герба, знак того, что это царское место. Ему более 300 лет.

Часть храма, где мы находимся, называется притвор. Он символизирует Ветхозаветную церковь до пришествия на землю Иисуса Христа. Все росписи из сцены Ветхого завета. Адам и Ева в Раю, изгнание из Рая, жертвоприношение Авеля и Каина.

Во всем здании росписи были выполнены в одно и тоже время. Лепнина, которые мы видим, колонны, это середина 18 века. Росписи 19 века. Великолепно сохранившийся пол уложен в 1903 году.

Впечатляют на стенах росписи трех видов. Первый вид - это сцены из Евангилея, на потолке Вход Господень в Иерусалим, дальше Господь изгоняет торгующих из храма, слева над дверью Нагорная проповедь.

Второй вид росписи – иконы святых. Святитель Николай Чудотворец, святые ученики Сергия Радонежского и третий вид росписи - это иллюстрации Евангилиевских притч. Площадь этого зала 510 кв. метров. Высота 10 метров. Нет ни одной колонны, ни одного столба, который держал бы крышу. 1692 год.  Это был самый большой зал на Руси с таким видом крыши, с таким перекрытием. В советское время здесь проходили поместные соборы русской православной церкви. Здесь на соборах были избраны патриарх Пимен и Алексий II. В 1988 году проходил Собор посвященный 1000-летию освящения Руси.

Иконостас Сергиевской церкви из храма в честь Успенья Божьей матери, который стоял на улице Ильинка в центре Москвы. Московский храм был взорван после революции, а иконостас 1688 года, как выдающееся произведение искусства сохранили. Это дерево липа, резное дерево, сверху покрытое золотом. Этот иконостас необычный.  По правилам, в нижнем ярусе вторая справа от центральных врат должна находиться храмовая икона. То-есть икона того святого, в честь которого освящен храм. Храм освящен в честь святого Сергия Радонежского, а вторая справа икона успенья Божьей Матери - это храмовая икона взорванного Московского храма. Только третьей поместили икону святого Сергия Радонежского.

Оказывается, внутри храма на фоне икон нельзя фотографироваться (это так, для справки).

По предложению нашего экскурсовода, присаживаемся на импровизированные скамьи и продолжаем внимательно слушать…До революции в церкви Святого Сергия Радонежского молились, потом здесь обедали цари, в 1919 году монастырь был закрыт. 292 монаха были арестованы.  В 1937 году на Бутовском полигоне под Москвой были расстреляны 140 монахов. 150 погибли в лагерях. Когда Лавра была закрыта для церкви, на территории Лавры жили люди и располагались различные организации. Во время ВОВ немецкие войска были остановлены под Дмитровом, это от Лавры 38 км, когда была битва под Москвой, на территории Лавры был прифронтовой госпиталь, бомбоубежище; город бомбили, но на Лавру не упала ни одна бомба. Это было просто чудо!

С 1946 года в церкви молятся люди. После войны были устроены два дополнительных алтаря. Один освящен в честь Преподобного Серафима Саровского, а другой в честь святого святителя Иоасафа Белгородского.

Внутри находятся Раки с мощами святых. Паломники имеют возможность помолиться и приложиться к раке, моля Святого о помощи! Рака святого Антония Радонежского, он был главой монастыря в 19 веке в течении 46 лет. Он был духовным руководителем Главы церкви Московского Митрополита и это был выдающийся организатор и руководитель. Лавра при нем очень разбогатела. Он организовал много хозяйств, мастерских, зарабатывающих много денег. Но самое главное, все, что зарабатывали, отдавали людям. В нижней трапезной каждый день бесплатно питались до 2000 человек. Лавра, построила дома для детей сирот и полностью содержала этих детей. На территории Лавры построили больницу для мужчин, за территорией Лавры – больницу для женщин. Помогали абсолютно всем.

Рака с мощами святого Максима Грека. Человека тяжелейшей судьбы, огромного мужества и терпения. У Максима Грека особенно просят помощи обижаемые женщины. Максим Грек родился в 1470 году на территории нынешней Греции. Его звали Михаил Триволис. Получил очень хорошее образование, на Афоне принял монашеский постриг с именем Максим. В 1518 году по приглашению князя Василия III он приехал к нам в Москву переводить с греческого языка богослужебные книги. Пользовался огромным уважением. Князь с ним советовался по всем вопросам, Максим Грек не боялся князю в глаза говорить правду, даже если правда не очень была приятна князю. Князь его стал недолюбливать. В 1525 году Василий III решил развестись с бездетной женой Саламонией Сабуровой. Случай до того времени невиданный и неслыханный. Князь потребовал от Максима благословить развод.  Максим открыто сказал князю, что тот нарушает Божью заповедь, выгоняя верную жену, венчаную перед Богом. «Ты Богом будешь наказан». Для князя это стало последней каплей. Князь собрал суд, Максима Грека обвинили в шпионаже в пользу Османской империи и посадили в тюрьму. Через 25 лет, когда Василий III умер, Иван IV Грозный Максима освободил. Максим приехал в Лавру и через 6 лет скончался.

Экскурсовод начинает повествование о жизни Сергия Радонежского. О нем мы много узнали, когда были на экскурсии в Лавре в мае. 

Продолжаем нашу экскурсию по территории монастыря, перед нами Колокольня трех императриц. Ее строили 30 лет. Пятиярусная на ней тридцать колоколов. Начинали еще при Анне Иоанновне, потом при Елизавете Петровне и Екатерине Второй. Белая лепнина с короной, внутри переплетаются буквы «ЕА» Екатерина Алексеевна- вензель Екатерины Второй.

Резиденция Патриарха в монастыре. Патриарх является Главой монастыря. Постоянно живет в Москве в Даниловом монастыре, в Лавре бывает по определенным дням- в дни великого поста на первой неделе, 18 июня-обретение мощей Сергия, на Троицу обязательно, и день памяти Сергия и кончины 8 октября - пять раз в год. Останавливается в этом здании конца 18 века. На балконе вензель «ПК» Патриарх Кирилл.

Белая шатровая церковь. Она посвящена святым Зосиме и Саввате Соловецкому.

С двух сторон от церкви два белых здания, бывшая больница монастыря. Вот это все вместе построено в середине 17 века. Белое здание, это покои наместника, который постоянно управляет монастырем. На этом месте стояла первая деревянная церковь, которую построил Сергий Радонежский. За церковью была его келья, его домик, отсюда начинался монастырь. Сергия похоронили внутри церкви, тело 30 лет было в земле, а спустя 30 лет он явился одному монаху и сказал- «Не оставляйте меня, меня теснит вода». Действительно, когда могилу открыли, то увидели, что грунтовые воды поднялись, здесь течет река Кончура и все в воде. Тело Сергия осталось нетленно. Это был 1422 год. В 1422 году Главой монастыря был ученик Сергия Никон, а на открытии мощей Сергия было огромное количество народа. И вот Никон, вместе с князьями, которые были на открытии, решили поставить каменный собор. Троицкий собор - первое каменное здание 1423 год - это главный собор монастыря и это памятник святому Сергию Радонежскому. В этом соборе мощи Сергия.

Рядышком прилеплена церковь, построенная позже, в середине 16 века, над могилой святого Никона, ближайшего ученика Сергия Радонежского. Никоновская церковь.

Мы идем к Успенскому собору. Обращаем внимание на наклон стены. Собор очень интересно построен. Высота Успенского собора 64 метра, а Троицкий до барабана только 20 метров. Но, стены собора под углом 15 градусов наклонены, поэтому, когда мы входим в собор, он нам кажется выше, чем есть на самом деле. 600 лет назад мастера специально построили так собор. В благодарность Богу за завоевание Казани и Астрахани. Это увеличенное на сажень, почти на два метра, вверх и в каждую сторону, копия Успенского собора Московского кремля. Но, крыльцо совсем другое. Дело все в том, что когда собор построили, тут была еще галерея. Лет через 50 после постройки, галерея стала обваливаться, потому что под фундаментом родился источник. Эту галерею чинили, потом совсем убрали. Вода была чистой, ее пили, ей умывались. Умылся один монах, звали его Пафнутий, у него очень болели глаза, умыв глаза, он исцелился. В конце 17 века над источником построили часовню, тоже Московское барокко, источник с целебной водой. В конце 19 века построили беседку, провели трубу, летом трубу открывают, вода идет еще с креста.

Успенский собор заложили в 1559 году и строили 25 лет. А через пять лет в монастыре произошел пожар. Пожары на Руси случались часто. Но этот пожар был такой силы, что плавились колокола на Духовской церкви. В то время каменные стены монастыря Троицкий и Духовская, все остальное было деревянное, в хрониках монастыря написано так, сгорело все, еды не осталось даже на один день. И было уже не до собора. Достроить этот собор помогла трагедия. В Александровской слободе погиб сын Ивана Грозного.  В монастыре есть вкладная книга, где записано, что Иван Грозный приехал в монастырь и вложил пять тысяч рублей на вечное поминовение сына. Это были огромные деньги, на них достроили собор. В начале собор не расписывали, а в 1682 году во время первого стрелецкого бунта в монастыре укрывались будущий Петр I с братом Иваном и сестрой Софьей. Когда бунт был подавлен, здесь, в этом соборе состоялось покаяние стрельцов. И именно Софья обратила внимание, что собор не расписан. Собор расписали в 1684 году 35 мастеров только лишь за одно лето, за три месяца. Расписывали днем и ночью. 23 мастера из Ярославля, 12 местных. Главный мастер Дмитрий Григорьев. Причем мастера расписали так хорошо, что в середине 19 века только лишь поновили живопись свода. Стены, колонны украшены фресками 1684 года.  Этим краскам более 300 лет!

Обращаем внимание на два центральных светильника - паникадила. Они бронзовые, изготовлены в Москве в Оружейной палате в конце 17 века, весом 1 и 2 тонны.

Иконостас Успенского собора заключает в себе 76 икон. И все они относятся к 17 веку. А храмовая икона, икона Успенья 1585 года, того года, когда был построен собор.

Гроб святого Сергия Радонежского. В православии есть традиция, что монах при жизни изготавливает гроб, чтобы помнить о смерти. Сергий дубовый гроб сделал сам. Поскольку вода поднялась, мореный дуб, как камень, и не смотря на это, паломники отламывали кусочки и брали себе в благословение. Поэтому, гроб обили железом и покрыли стеклянным саркофагом. Длина этого гроба 187 см, рост Сергия при жизни был 172 см, тогда Сергий на голову был выше всех остальных.

Перед нами ростовая икона Сергия Радонежского. Эта икона довольно точно передает физическое и портретное сходство. Это икона 19 века.

Для нашей церкви мозаика редкость, как правило икона пишется на дереве. Это великомученик Стефан. В 37 году от Рождества Христова он был насмерть забит камнями. Первый христианский мученик. Икона из Москвы, из взорванного храма Христа Спасителя. Икона Казанской Божьей Матери, необыкновенной красоты 19 века и тоже из Москвы. В Москве возле Казанского вокзала была часовня в честь иконы Казанской Божьей матери. Часовню взорвали, икону передали в монастырь.

Рака с мощами святителя Иннокентия Московского. Он родился в 1797 году возле Иркутска, звали его Иван Евсеевич Вениаминов. Он был женатым священником, у него был маленький ребенок. В 1823 году его направили на Аляску проповедовать Евангелие. С женой, годовалым ребенком и старенькой матерью год добирались из Иркутска до Северного Ледовитого океана. 3000 км. ехали на лошади, плыли на лодке, шли пешком. Потом по Северному ледовитому океану на Алеутские острова. Они добирались больше года. Пока добирались, в пути родился второй ребенок. Добрались все живы. Это просто чудо. 10 лет он жил на Алеутских островах, проповедовал на огромной территории, вся Восточная Сибирь, Камчатка, Дальний восток, часто проповедовал с риском для жизни. Когда умерла его жена, он взял монашеский постриг с именем Иннокентий. В середине 19 века он уехал в Москву.

В 1608 году было смутное время гражданской войны на территории нашей страны, царем был Василий Шуйский. Фигура малоприятная, но он был венчаным на царство царем. Когда царь венчался на царство, население подводили к присяге, они целовали крест, присягали на верность. Монахи тоже присягали. Монахи остались верны царю. К Лавре подошло 30 тысячное войско Лжедмитрия II, а в монастыре находилось 197 монахов. Сюда успел подойти из Москвы отряд в составе 500 стрельцов. В радиусе 10 км крестьяне сожгли дома, чтобы враг не смог поживиться, и семьями ушли в монастырь.

В монастыре огромная скученность, не было свободного места. Кроме 2, 5 тысяч мужчин, способных держать оружие, воевали старики и дети.  В монастыре голод, воды в самом монастыре нет. Источника еще не было. А река за монастырем. Была водяная башня, но шли постоянные обстрелы, было очень тяжело с водой. В течении шести недель монастырь обстреливали из 53 пушек. В Троицком соборе возле раки с мощами Сергия Радонежского железная дверь, а в этой двери пробоина, дыра. Это память. В ноябре 1608 года в окно Троицкого собора влетело ядро, пробило иконостас, отразилось от колонны, пробило дверь и вылетело из собора. Все штурмы были отбиты. Стены дрожали, но не падали. Из-за скученности и антисанитарии, в конце ноября в монастыре началась эпидемия. В хрониках монастыря написано, в день умирает до 50 человек. Которые живы ходить не могут. Длилась эпидемия всю зиму и всю весну, а закончилась к концу мая 1609 года. Когда эпидемия завершилась, живых защитников осталось 250 человек. Умерших женщин, стариков и детей никто не считал. По официальным данным в монастыре более трех тысяч захоронений. Два слоя могил по всей территории монастыря. В июне нападавшие двинулись на штурм, это был самый тяжелый штурм за всю историю осады. На стены вышли все, включая женщин и детей. Штурм был отбит, осада была снята, за 16 месяцев ни разу не смогли ворваться на территорию монастыря. Когда осаду сняли, из монастыря настоятель Дионисий стал рассылать Грамоты, призывы, собрать ополчение и освободить Кремль от поляков. Услышали призывы в Нижнем Новгороде. Кузьма Минин собрал ополчение под командованием князя Пожарского, двигаясь на Москву, пришли в монастырь, помолились и пошли на Москву. Когда ополчение вошло в Москву, казаки, которые составляли довольно большую и самую боеспособную часть ополчения, решили уйти, потому что прекратилось выплаты жалованье. В стране более шести лет шла Гражданская война, деньги не от куда было взять вообще. Тогда монастырь собрал что мог, денег не было, еды не был, тогда с икон сняли драгоценные оклады. Даже некоторые богослужебные серебряные и золотые сосуды собрали, нагрузили полную телегу и отправили в войско. Когда казаки увидели оклады, снятые с икон, вернули назад телегу, приехали два представителя и сказали, никакие трудности не заставят их уйти из ополчения. Кремль был освобожден 4 ноября 1612 года при полнейшей моральной и материальной поддержке монастыря.

Наша экскурсия продолжается, и мы видим круглую церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Когда- то там стояла кухня. Над входом была каменная резная икона Смоленской Божьей матери. Перед иконой молился и исцелился монах, у которого были усыхающие руки. И специально для чудотворной иконы в 1748 году построили церковь. Деньги на эту церковь дал граф Алексей Разумовский, муж императрицы Елизаветы Петровны. Елизавета Петровна очень любила монастырь и именно она даровала монастырю титул Лавры. Очень любила может быть потому что когда у отца Елизаветы Петра и его сестры Софьи была борьба за власть, монастырь поддержал Петра. Петр здесь укрывался, здесь получил защиту.

Перед нами обелиск, который был установлен в 1792 году к 400-летию кончины Сергия Радонежского. Вверху солнечные часы, а на медных овальных дисках выбиты описание тех исторических событий, участницей которой была Лавра. Первое - благословение Дмитрия Донского, второе - осада и оборона монастыря, третье -поддержка народного ополчения и четвертое, здесь два раза укрывался Петр 1.

А вот и административное здание казначейского корпуса. Оно было построено в конце 18 века. В середине 19 века здание сделали полностью желтым, а часть здания в начале 21 века нам открыли наши архитекторы. Конечно, было лучше!

Сергиев Посад единственный город Московской области в составе Золотого кольца. Его самая главная достопримечательность – Троице-Сергиева Лавра. В 1993 году архитектурный ансамбль монастыря был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Теперь это объект мирового значения.

Самый большой мужской монастырь Русской православной церкви, здесь расположена Московская духовная академия древнерусской православной церкви. Московская духовная Академия- это старейшая Академия в нашей стране. Славяно -греко -латинская Академия основана в 1685 году. Москва горела при Наполеоне и здание Академии сгорело. Академию перевели в Лавру в 1814 году. Сейчас в Московской духовной Академии обучается более 1000 человек. Всего три факультета - самый большой богословский, регентское отделение – это руководитель церковного хора, там учатся девушки и еще есть факультет -иконописания.

Проходим в Троицкий собор, где в мае 2021 года наша экскурсия смогла рассмотреть каждый сантиметр истории и красоты!

Можно лишь добавить, что в 1423 году построен Иконостас, написанный иконописцами под руководством Андрея Рублева.  Росписи не сохранились. До 1929 года икона «Святая Троица» была в Лавре, сейчас в Москве.  Две копии иконы. Темная и светлая. Почему две копии? Иван Грозный сделал оклад, Борис Годунов решил сделать свой оклад. Оклад Ивана Грозного не выбросишь, поэтому Борис Годунов приказал написать копию. Оклад Ивана Грозного надели на копию, а оклад Годунова на оригинал. А когда икону забрали, чтобы не нарушать исторического облика собора, (советская власть признала собор исторической ценностью), художник написал вторую копию.

Внутреннее убранство древнерусского храма всегда поражает богатством украшения в сравнении с лаконичностью внешнего облика здания. Это образ того, как простота души, безыскусность и открытость христианина сочетается с богатством внутренней жизни в Боге.

Благодаря сплоченности членов Правления МООО ВОИ, участников Программы социально-культурной реабилитации «Социальный туризм для региональных организаций ВОИ», прекрасной погоде, хорошему настроению и всеобщему интересу к истории нашего края, экскурсия оставила массу приятных впечатлений, эмоций и воспоминаний.

Огромная благодарность Правлению МООО ВОИ за организацию нашей экскурсии в Сергию Лавру – яркую жемчужину Подмосковья! Мы смогли не только с пользой провести время, но и сменить обстановку, что просто необходимо председателям городских и районных организаций ВОИ, постоянно занятых работой, учебой и решением самых разнообразных житейских вопросов. На экскурсии мы увидели достопримечательности своего родного Подмосковья, увеличили багаж знаний, восхитились увиденным историческим и культурным наследием своего родного края!

Лишний раз убедились, что проводить свой досуг можно ярко и насыщенно, получая удовольствие от путешествий и общения с единомышленниками.

С уважением и пожеланием всего самого наилучшего,
председатель Бронницкой организации инвалидов МООО ВОИ
Терешко Л. Ю.