Второй блок молодёжной интеллектаульной игры "Что? Где? Когда?" проводится в форме интеллектуальной дуэли на выбывание. Команды делятся на пары в соответствии с количеством баллов, набранным в первом блоке игры. После чего эти пары заносятся в турнирную таблицу и начинается сама дуэль. Попарные дуэли продолжается до выбывания всех команд, кроме одной, которая и объявляется победителем игры "Что? Где? Когда?"
Дуэль проходит между двумя командами в виде перекрёстной игры «Словарные быки и коровы». Каждая команда задумывает слово из 5 букв и записывает его на специальном бланке (приложение №1). Слово должно быть русским словарным нарицательным именем существительным в первом лице, единственном числе, именительном падеже. Все 5 букв в загаданном слове должны быть разными. Буквы «Е» и «Ё» считаются различными буквами.
Подходящие слова: мышка, репка, волна, торец, тварь и т. д…
Неподходящие слова: Жучка, бабка, дедка, и т. д…
Цель игры – разгадать слово, задуманное командой соперников до того, как они разгадают ваше слово. Команды ходят по очереди, называя слова из 5 букв, стараясь угадать слово, загаданное другой командой. За каждую угаданную букву в этом слове, стоящую на том же самом месте, что и в загаданном слове, даётся 1 бык. За угаданные буквы, стоящие на других местах, даётся 1 корова. В ответ на названный вариант слова, команда соперников сообщает сколько быков и коров было угадано.
Например, если загадано слово «торец», то вариант «репка» значит «0 быков, 1 корова», «волна» - «1 бык, 0 коров», «тварь» - «1 бык, 1 корова», «мышка» - «0 быков, 0 коров». Красным обозначены буквы, принёсшие быка, синим – коров.
Потом свой вариант называет команда соперников, а ваша команда сообщает, сколько быков и коров они угадали. Игра идёт до тех пор, пока одна из команд не разгадает слово, загаданное соперниками.
По правилам дуэли преимущество первого выстрела получает команда, набравлая больше баллов в первом блоке игры. Эта команда первой называет свой вариант слова. Пусть, команда «А» загадала слово «ТОРЕЦ», а команда «Б» - «ВОЛНА». Во время дуэли происходит следующий диалог (на обдумывание вариантов даётся небольшое время до 1 минуты):
А: МЫШКА.
Б: 1 бык, 0 коров. ПОЛКА.
А: 1 бык, 0 коров. КАШНЕ.
Б: 1 бык, 1 корова. ЛИВЕР.
А: 1 бык, 1 корова. НЕРПА.
Б: 1 бык, 1 корова. СТОЛБ.
А: 0 быков, 2 коровы. ВОБЛА.
Б: 3 быка, 1 корова. ТРЕСК.
А: 1 быков, 2 коровы. ВОЛНА.
Б: 5 быков! Угадали!
А: Ура!!!
Б: ПИРОГ.
А: 1 бык, 1 корова. Не угадали.
Б: Можно, мы закончим отгадывать?
А: Конечно, угадывайте.
Б: ЦЕНТР.
А: 0 быков, 4 коровы.
Б: ТОРЕЦ.
А: 5 быков. Вы тоже угадали.
Проявив отличную смекалку, боевой дух и удачу, команда «А» побеждает в дуэли с разгромным счётом 7-5. Поздравляем победителей!
В процессе отгадывания, команды заносят все названные варианты и число угаданных быков и коров, в тот же бланк, где они уже написали своё задуманное слово. Бланк команды «А» в конце игры выглядит так (в бланке команды «Б» правый и левый столбец меняются местами):
|
|
Бланк для "Интеллектульной дуэли"
Упрощённые правила
Для экономии времени интеллектуальная дуэль может проходить по упрощённым правилам. В таком случае вместе с числом быков и коров объявляются конкретные буквы, которые являются быками или коровами в названных вариантах. При этом буквы-коровы обычно обводятся кружком, а быки - квадратом. Обычно по упрощённым правилам проводятся отборочные туры дуэли, а финал играется по полным правилам. Если финальная дуэль затягивается, то упрощённые правила могут быть введены решением жюри прямо в середине дуэли. При этом объявляется, какие уже угаданные буквы являются быками и коровами. По упрощённым правилам вышеприведённый диалог выглядит следующим образом:
А: МЫШКА.
Б: 1 бык (буква А), 0 коров. ПОЛКА.
А: 1 бык (буква О), 0 коров. КАШНЕ.
Б: 1 бык (Н), 1 корова (А). ЛИВЕР.
А: 1 бык (Е), 1 корова (Р). НЕРПА.
Б: 1 бык (А), 1 корова (Н). СТОЛБ.
А: 0 быков, 2 коровы (Т, О). ВОБЛА.
Б: 3 быка (В, О, А), 1 корова (Л). ТРЕСК.
А: 1 бык (Т), 2 коровы - (Р, Е). ВОЛНА.
Б: 5 быков! Угадали!