Владимир Разин из деревни Караваево Буньковского сельского поселения стал победителем конкурса “Наше Подмосковье” в номинации “Доступная среда”. Предлагаем читателям рассказ нашего корреспондента Раисы Пушиной об этом удивительном человеке.
Если бы не мама…
В суете скоротечных наших дней мы не задумываемся о том, насколько хрупка человеческая жизнь и что одно мгновение может все круто изменить. Да так, что за саму жизнь придется бороться, многое начиная с нуля. Вот и Владимиру, наверное, в самом страшном сне не могло присниться то, что с ним случилось…
Ничто в тот день не предвещало беды. Наоборот, парень находился в приподнятом настроении: успешно сданы вступительные экзамены в автодорожный техникум, сбылась давняя мечта о новом мотоцикле.
Будучи еще школьником, мальчишка часами пропадал в сарае, разбирая и собирая всякую технику, копаясь в железках. Из старого металлолома собирал мопеды, мотоциклы. И вот сейчас, когда он стал взрослым, у него появился настоящий новый мотоцикл. Он придирчиво проверял его перед обкаткой. Убедившись, что все в порядке, оседлал своего “железного коня” и выехал со двора. Словно слившись с мотоциклом, Владимир ехал знакомой дорогой в город. Он был доволен техникой - послушна в его руках и работает как часы.
…Машина на “встречке” появилась так внезапно, словно выросла из-под земли. Это все, что запомнил Владимир в ту секунду. Уйти от лобового столкновения не было никакого шанса. Тяжелые травмы, полученные им в этой аварии, медики обычно относят к категории несовместимых с жизнью - это переломы позвоночника, бедер, таза, сотрясения мозга.. Несколько недель парень провел в лихорадочном состоянии, с высокой температурой, ему постоянно вводили обезболивающие. И как только стал транспортабельным, из ЦРБ его доставили в Купавинский военно-морской госпиталь.
Через два месяца была сделана первая операция, еще через месяц - вторая. Заключение врачей было однозначно: жить будет, ходить - нет. Восстанавливался Владимир долго. И все это время рядом с ним была мама. Она не плакала при нем и только, как могла, подбадривала, успокаивала. А материнские глаза безмолвно говорили о пережитом, о ее любви и страдании, о надежде.
- Там, на больничной койке в госпитале, я понял, что не имею права обмануть ее ожиданий, забыть, что ей пришлось пережить, - признается Владимир, - Я должен был начать жить по-новому, потому что это была вторая моя жизнь, которую дали мне судьба и мать. Если бы не мама, не знаю, что бы со мной было и как бы я выжил…
Вторая жизнь
Отныне жизнь Владимира “до” осталась в прошлом, а жизнь “после” началась почти с нуля. Он решил, что помочь себе может прежде всего он сам. С этими мыслями стал искать литературу о своем заболевании, изучать различные методики, чтобы начать самостоятельно реабилитироваться. Многое себе на вооружение взял из методики Валентина Дикуля.
- Сделал себе приспособления, - вспоминает парень, - поставил распорки, над головой были трубы, на которых висели блоки. Я вставлял в них веревки, подвешивал ноги и руками поднимал их…
- А здесь у меня такой коленоупор, который я сам соорудил, - показывает он. - На нем продолжаю заниматься.
Он каждый день по три раза заставляет себя вставать на ноги, занимается гантелями, эспандером, чтобы поддерживать физическую форму. И так на протяжении уже полутора десятка лет, с той трагической осени 1998-го года…
Ежедневные упорные тренировки помогли восстановить физическое здоровье и силы. Но кроме этого, в борьбе за жизнь ему, безусловно, помогли армейская закалка духа и характера. Владимир не уклонялся от армии, наоборот, хотел служить пограничником как троюродный брат. Но военная судьба непредсказуема, и он оказался очень далеко от родных мест - во Владивостоке, на Тихоокеанском флоте. Владимир Разин сегодня по праву гордится тем, что был рулевым на военном эсминце “Быстрый”. Как он вспоминает, когда был недобор призывников, приходилось стоять на вахте за троих, спать иногда всего по 2-3 часа в сутки.
- Но служить было не тяжело, - уверяет он, - Остались только хорошие воспоминания о военных походах, стрельбах, парадах. Вообще эти два года службы стали хорошей школой взросления. И это помогало бороться за выживание после трагедии…
Демобилизовавшись в 1996 году, Владимир вернулся в родное Караваево и сразу устроился работать в Буньковскую войсковую часть к “химикам” по специальности “ контрольно-измерительные приборы и автоматика”.
А впереди были безоблачных и полных смелых планов... только два года. Но этого никто не мог знать.
Держать удар
Согласиться с тем, что он инвалид, Владимир не мог с самого начала.
- Даже в самые трудные моменты я не хотел считать себя обреченным на участь быть ненужным и сидеть сложа руки, ожидая дня доставки пенсии, - рассказывает он. - И опять же это зависело прежде всего от меня самого. Да, в подобной ситуации можно сидеть и плакаться, вот какой я несчастный, вот какой я бедный, пожалейте меня. Но это не по-мужски. Зачем тогда вообще жить?
Владимир выбрал единственный для себя путь - бороться за жизнь, стать полноценным членом общества. На этом пути встречались разные люди. Были среди них и такие, которые с более легкой травмой позвоночника ничего не хотели делать, не работали над собой, а просто лежали, и заканчивалось это очень печально.
Чтобы отвлечься от “болячек”, неприятных мыслей и проблем, которые появились после перенесенного, Владимир вспомнил о своих прежних увлечениях и стал все свободное время посвящать резьбе по дереву.
- Так уж получилось, что теперь мог с головой окунуться в любимое дело. И чем больше я занимался им, тем интереснее было и хотелось достигнуть чего-то большего, - делится Владимир. - Но мне не хватало специальных знаний по рисунку, технике, чтобы вырезать барельефы, делать объемную резьбу.
Учитель, наставник, друг
И тогда он обратился за помощью к своему преподавателю рисования и черчения в Буньковской школе Петру Васильевичу Сухареву. Учитель, несмотря на большую занятость, не заставил ждать - тут же откликнулся на просьбу, передав специальную литературу по рисованию, книги по искусству. Целый год бывший ученик изучал их, занимался, рисовал, вырезал из дерева, лепил из гипса, а затем своим ходом, на инвалидной коляске отправился к Петру Васильевичу показать работы,
Почти три часа проговорили тогда учитель с учеником. Петр Васильевич рассмотрел в скромном, застенчивом парне способности к изобразительному искусству и взял его под свое крыло. Помогал не только методическими материалами, но и своими рецензиями, оценками, практическими советами, что было очень важно начинающему художнику. А потом Петр Васильевич серьезно посоветовал:
- Учиться тебе надо, Владимир. Поступай в Народный университет искусств на факультет живописи и графики. Я тебе помогу подготовиться.
Так Владимир Разин стал студентом заочного отделения. Через пять лет, в 2009 году, он с отличием окончил вуз. А отношения с учителем за эти годы переросли в настоящую дружбу. Их сегодня многое объединяет.
- Мы продолжаем заниматься с ним, - рассказывает Владимир. - И не просто садимся и рисуем. Петр Васильевич интересно рассказывает о художниках, поэтах, героях, сражениях. Невозможно представить, сколько интересных событий, имен, дат, цифр хранит он в своей памяти. А ведь ему немало лет - 84 года исполнилось! Мне повезло с учителем, хотя и не предполагал, что со временем он станет моим идейным вдохновителем и профессиональным помощником. Всем, чего я достиг и чему научился, я обязан Петру Васильевичу. Это его заслуга И победа в губернаторском конкурсе “Наше Подмосковье” тоже.
У них много общего. В том числе и радости. Не без гордости за учителя Владимир поделился радостной новостью: Петр Васильевич получил большую посылку от режиссера Карена Шахназарова для стенда об эпохе кино, который оформляет Петр Васильевич для нового предмета, введенного в школьную программу.
- Если честно, то учитель не надеялся на такое, - открывает “секрет” Владимир, - а тут и фильмы и даже автограф: учителю-подвижнику Петру Васильевичу Сухареву…
Не опускайте рук, и вам помогут
Справедливости ради надо отметить, что друзей у Владимира так много, что можно по-хорошему позавидовать. О них он может рассказывать бесконечно.
- Я благодарен за поддержку и дружбу Анне Алексеевне Гвоздковой из службы соцзащиты, которая сыграла немалую роль в моем становлении. Мы часто перезваниваемся, обмениваемся новостями, впечатлениями, - отметил, в частности Разин. - Самые теплые слова хочу сказать в адрес главы Буньковского сельского поселения Олега Шойко. Это такой заботливый и внимательный человек, и я искренне