Беспрецедентная пока для Московской области акция по инспектированию улиц и объектов социально-культурного направленности на предмет доступности для инвалидов прошла 30 января в Рузе. Глава администрации Рузского района Максим Тарханов и мэр районной столицы Юрий Занегин сами сели в инвалидные коляски, чтобы проехаться в них по центру города и разобраться, что из себя представляет так называемая безбарьерная среда в райцентре на самом деле. Кроме них в социальном эксперименте приняли участия три десятка человек: журналисты, чиновники, а также сами люди с ограниченными физическими возможностями – члены районного общества инвалидов.
Идея и сам формат акции абсолютно правильные потому, что, чтобы понять, что испытывает на улице человек вынужденный передвигаться в инвалидной коляске, с какими трудностями он сталкивается, нужно сесть в эту самую коляску.
Для начала небольшая предыстория этого мероприятия. Все началось с переписки по электронной почте вашего покорного слуги и Максима Тарханова. Весь целый год я бился с тем, чтобы сделали удобный пешеходный переход на улице Солнцева от автобусной остановки через дорогу к Белому дому. Переход до сих пор еще не облагорожен, но в ходе возникшей полемики я предложил весной чиновникам самим сесть в инвалидные коляски и на месте посмотреть каждый съезд, каждый подъезд к тротуару. А заодно протестировать пандусы, ведущие в магазины, больницы, аптеки, поликлиники, библиотеки, парикмахерские и т. д.. Максим Викторович идею поддержал, но предложил не откладывать идею в долгий ящик, а осуществить ее прямо сейчас. Получился своего рода экспромт. Понятно, что в зимний период на первый план вылезут совсем другие барьеры, чем весной, но по их устранению тоже нужно работать.
Небольшая справка. В Рузском районе около 5300 инвалидов. 150 из них не имеют возможности передвигаться самостоятельно. Если вдуматься, это очень серьезная и страшная цифра, которая наглядно показывает, что программа «Безбарьерная среда» это не красивая пиар-акция, а крайне необходимая работа. И затягивать с ее исполнением не стоит.
В назначенное время люди собрались у парадного подъезда здания администрации Рузского района. В наличии у участников акции оказались 4 инвалидных коляски, предоставленные районными социальными учреждениями. В две коляски сели первые лица исполнительной власти Рузы и Рузского района, в две других люди с нарушением опорно-двигательной системы, но способные хоть и с трудом передвигаться самостоятельно. Пока ждали чуть припозднившегося Тарханова, Юрий Занегин выслушивал предложения по улучшению отдельных объектов города от самих инвалидов, отвечал на вопросы, делал какие-то пояснения. Чувствовалось, что ему самому интересно опробовать все на себе. Он даже попытался самостоятельно въехать по пандусу на крыльцо администрации. Но быстро понял, что при таком угле наклона, сделать это невозможно, можно только шею свернуть.
Маршрут акции был не сложный и не длинный. Предполагалось сначала зайти в магазин «Дикси», что находится у пруда, в котором летом плавают лебеди. После «Дикси» посетить Центр культуры и искусств. Затем процессия, перейдя по светофору переход на улице Федеративной, направлялась в районный универмаг «Руза». От него шли по пешеходному переходу от автобусной остановки, пересекая всю площадь, в пенсионный фонд. Заканчивался марш, в здании бывшего КБО, сейчас переделанного под торгово-офисный центр. После чего уже по результатам увиденного, глава администрации проводил рабочее совещание. Получался небольшой круг вокруг центральной площади.
От замысла объехать весь маршрут самостоятельно на колясках, пришлось отказаться через 5метров после начала пути. Едва процессия завернула за угол здания администрации, выяснилось, что по непролазной снежно-ледяной каше на тротуарах инвалидные коляски не могут проехать, даже если их будут толкать сзади. Пришлось к «Дикси» подходить пешим ходом, толкая пустые коляски. Вокруг магазина были страшная наледь и непроходимые сугробы из снега, песка и соли. Однако Максим Викторович при помощи руководителя нашего медиа-холдинга Олега Лобанова все-таки въехал по пандусу на коляске. И тут же отметил, что при отсутствии перил инвалиду самостоятельно подняться здесь очень сложно. Кроме этого бросилась в глаза, не расчищенная парковка, сложно понять по знакам, какие именно места здесь предназначены для машин инвалидов. Также не понятно, почему стоянка для инвалидов находится в одном конце площадки, а начало пандуса в другом. Вообще, с конструктивной точки зрения пандус поставлен не в том месте. Плюс очень маленькая площадка на крыльце перед входной дверью, а на лестнице, с одной стороны отсутствовают перила. В самом магазине, по мнению Максима Тарханова на коляске проехаться можно, но очень тесно – брать товары с полок сложно.
Руководитель магазина недостатки признал, но тут же стал ссылаться на расплывчатые «объективные» обстоятельства. В общем, есть о чем настоятельно побеседовать с генеральным директором торговых сетей «Дикси-Юг». Вполне возможно, здесь нужно не только беседовать, но и административно наказывать торговую точку.
У ДК сразу по пересечению автотрассы, на дорожке небольшой сугроб длинной в метр. На крыльцо центра культуры въехать на коляске никакой сложности не составило. Действительно, пандус здесь сделан идеально с соблюдением всех стандартов. Но вот вкатиться самостоятельно вовнутрь, оказалось, практически невозможно. Как ни пытался мощный Занегин перескочить передними колесами небольшой порожек, ничего у него не получилось. Кто бы мог подумать, что невысокий порог, может стать таким серьезным препятствием… Главная проблем ДК хорошо известна – здесь нет нормального туалета. О его постройке и шла беседа руководителей района.
Перед раймагом препятствия всем хорошо известны: пороги, бордюры, высокий тротуар…. Высокие бордюры – серьезное препятствие и на переходе по пути к пенсионному фонду. Тут же на площади и лестницы без перил, и пандус почти вертикальный, по нему можно весело кататься на санках. Об этой «полосе препятствий» мы уже писали почти год назад. С тех пор там ничего не изменилось. Нет смысла на этом останавливаться снова.
Бывшее здание Дома быта сейчас, с эстетической точки зрения, в таком «убитом» состоянии, что в его интерьерах можно снимать фильмы ужасов или кино о выживших после атомной войны. Граффити на стенах, разноцветные входные двери, через которые нельзя протиснуться на инвалидной коляске, разбитый пол. Стоянка для машин возле этого мультимагазина полностью завалена снегом.
– Самое страшное, что и новые постройки, ремонты дорог и тротуаров ведутся без учета требований потребностей маломобильных групп, – прокомментировала увиденное начальник управления Елена Михайловна Тарасова. – Вроде бы есть закон, гласящий, что при приемки объектов должно учитываться мнения эксперта по социальной доступности, но пока наша резолюция никому не нужна.
– Я знал, что у нас в городе все не очень здорово с доступной средой, и будет очень много справедливых замечаний. Но даже я шокирован от увиденного. Все на много страшнее, чем мы предполагали, – поделился своим мнением Юрий Занегин. – Как же все-таки тяжело приходиться жить людям с ограниченными физическими возможностями.
Стоит, что за время короткой поездки Юрий Викторович успел отморозить руки. Посидев немного в коляске, он опытным путем понял, что есть коляски для уличной езды, а есть для езды по помещениям. Именно последняя ему и досталась. Так что пришлось испытать дополнительные муки.
На, состоявшимся после рейда, совещании, Максим Тарханов назвал членов рабочей комиссии, которые должны обследовать город целиком и определить уровень доступности каждого объекта, находящегося в черте города. Он четко очертил ответственных за каждый участок уборки улиц в центре города. Сказал, что нужно обязательно добиться, чтобы виновные в нарушении законов о не соблюдении права людей с ограниченными физическими возможностями на доступность к объектам социальной инфраструктуры понесли административные наказания. Оказывается, управлением социальной защиты уже составлено 70 протоколов по этим фактам, но не по одному пока не взыскан административный штраф. Идут проволочки в судах.
Высказывались и креативные идеи: на учреждения вешать красные, желтые и зеленые стикеры, гласящие, что объект недоступен, частично доступен или полностью доступен для инвалидов. Предлагалось сделать плакаты и баннеры на парковках, где бы запечатленный инвалид призывал водителей не занимать его место. Идей было много, но появятся ли реальные плоды после прогулки по главной улице в колясках, покажет время. Очень хочется надеяться, что хотя бы на этот раз хоть что-то реально сдвинулось с места.
Анатолий Кочетов