Сотрудники службы занятости побывали 16 марта в офисе Рузской районной организации Всероссийского общества инвалидов. Тема общения между ними и пришедшими на встречу людьми с ограниченными физическими возможностями была трудоустройство инвалидов.
В Рузском городском округе проживают более 60 тысяч человек, более 5 тысяч из них имеют инвалидность. Это, практически, 12% жителей Рузского городского округа.
Пор данным, которые привела руководитель службы занятости Рузского городского округа Татьяна Голыганова, в округе 135 рабочих мест отведены под рабочие квоты для людей с ограниченными физическими возможностями. Из них заняты лишь 88, 40 вакансий остаются свободными. Информация о них есть в центре занятости. Татьяна Ивановна перечислила эти свободные рабочие места. В основном это неквалифицированный труд (уборщики, упаковщики и т. д.) за минимальную заработную плату. Есть еще вакансия экономиста по закупкам на полставки (10 тысяч руб.). В общем, диапазон рабочих специальностей понятен, предлагаемый заработок людям тоже ясен.
Я поинтересовался, есть ли вакансии по удаленным рабочим местам. Ни для кого не секрет, что в наш век информационных технологий можно работать за компьютером, не выходя из дома. Что очень удобно для тех же людей с поражением опорно-двигательного аппарата. Оказалось, что таких рабочих в службе занятости нет.
Можно долго говорить об общем реестре инвалидов, что появился у центра занятости, о базе данных с перечнем пожеланий карты ИПР на каждого инвалида, но, по большому счету, все эти планы и программы по трудоустройству инвалидов, пока лишь имитация работы в этом направлении. Ибо в разработке этих программ не учитываются ряд факторов, помогающих людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию связанную со здоровьем, трудоустроиться. Не ведется и статистика по трудоустройству людей в зависимости от формы заболевания. А без нее сложно понять, в каком направлении развивать работу, связанную с созданием рабочих мест для людей разной категории инвалидности. Про надомную работу у инвалидов тоже у центра никакой информации нет.
Нам рассказали, что создана Федеральная информационная система (федеральный реестр инвалидов – реестр ФРИ) оператором этой системы является Пенсионный фонд. Говорят, что это единая информационная система, которая содержит различные данные об инвалидах: группу инвалидности, ограничения жизнедеятельности, степень утраты профессиональной трудоспособности, денежные выплаты и меры социальной защиты. Говорят, что после прохождения МСЭ, сведения с ИПР, попадают на «витрину» и с ними работают специалисты разных министерств. Если там написано, что человек нуждается в обучении, данные уходят в Министерство образования. Если написано, что человек нуждается в трудоустройстве, данные загружаются в базу трудоустройства. Кстати, данные ИПР людей с бессрочной группой инвалидности в реестр не заносятся. Выходит, кто-то заранее решил, что они в работе не нуждаются или работать не способны.
В общем, проблем и вопросов остается много. Сотрудники центра занятости провели анонимное анкетирование пришедших, показали, что из себя представляет реестр инвалидов. Из полезной информации, полученной от специалистов можно, пожалуй, считать то, что сейчас заявить о том, что ты нуждаешься в работе, можно не выходя из дома. Достаточно зарегистрироваться на сайте Госуслуг и войти в раздел «служба занятости».
Помочь кому-то из пришедших сразу трудоустроиться сотрудники службы занятости не смогли.
В заключение, стоит отметить характерную деталь беспомощности нашего общества. На встречу в общество инвалидов подъехал член Рузского районного общества инвалидов Вячеслав Захаров. Человек передвигается на инвалидной коляске. Увы, зайти в общество он не смог – по снегу на коляске было въехать невозможно. Не смог Вячеслав въехать по пандусу и в поликлинике Рузы. А ведь там уже кто-то отчитался, что входная группа в поликлинике сделана и соответствует всем нормам доступной среды.
Одним словом, есть над чем работать. И хочется, чтобы это делалось не ради отчетов и реляций.
Анатолий Кочетов