ramenskoe frolova 2020Когда вы здоровы и энергичны, делать добрые дела не сложно. А вот где взять душевные и физические силы человеку с ограниченными возможностями здоровья, да еще так, чтобы приносить пользу другим? Об этом не понаслышке знает, член правления Раменской организации ВОИ, член Общественной палаты Раменского г.о, победитель премии губернатора #Мырядом-2020 Олеся Фролова.

- Наверное, в жизни у многих людей случаются такие переломные моменты, когда человек понимает, что он хочет или должен помогать другим. Как это было у вас?

- Мне повезло - я росла в среде, где поддерживать друг друга и помогать  было самым обычным и естественным, так сказать нормой жизни. Поэтому у меня  не было такого момента, когда нужно было понять хочу  я помогать кому-то или нет. Мне вообще такой подход  кажется противоестественным. Бывает, когда ты понимаешь, что ты не можешь не помочь, не можешь пройти мимо.

- Помните свою первую помощь? 

- Нет, конечно. Все шло само собой, и я об этом никогда не задумывалась. Мне кажется у всех,  это случается еще в раннем возрасте. В детском саду кому-то завяжешь шнурки, в школе постараешься помочь однокласснику разобраться с уроками и так далее по жизни.

- Почему решили делать именно такие проекты? Как пришла такая идея?

- Все мои проекты были придуманы не просто так. Я не мучилась вопросом «чтобы такого выдумать?» Все было испытано на себе, пережито, как говорится, на собственной шкуре. Взять, к примеру, доступную среду. Сначала ты пытаешься сделать что-то для себя. Пандус я добивалась несколько лет. Это были бесчисленные отписки, огромная папка документов. И в конце концов получив положительное решение вопроса, я не могу молчать. Я понимаю, что должна рассказать об этом таким же как я, подсказать как это сделать. Для меня важно, чтобы людям не пришлось пробираться через дебри, которые преодолела я, а чтобы они смогли пройти уже по проторенной дорожке. Это, на мой взгляд по-человечески. Сначала ты помогаешь своим знакомым, друзьям, а потом просто расширяется круг людей.

- На сайте премии губернатора у вас представлено несколько проектов…

- Все они направлены на помощь инвалидам. При чем с разных точек зрения. И каждый этот проект мною был прожит. Он не формировался изначально как проект. Это была моя личная история, жизнь. И только потом стало понятно, что это оказывается проект, способный принести людям пользу.

- Вы оказываете помощь не только инвалидам-колясочникам, но и другим людям с ограниченными возможностями здоровья?

- Безусловно! У нас в организации есть люди с абсолютно разными заболеваниями, ограничениями и разных возрастов. К тому же, если опять вернуться к доступной среде, она же нужна не только инвалидам! Тем же мамочкам с колясками, тем же пожилым людям, ветеранам. Это та история, в которой, по сути, нуждаемся все мы в какие-то периоды своей жизни.      

 - Сейчас у вас за спиной множество реализованных добрых дел. Есть чувство удовлетворения?

- Когда ты видишь, что что-то получилось, это, конечно, приятно. Оно, действительно, окрыляет и вдохновляет. Но впереди понимание что нужно двигаться дальше и делать, делать, делать. У нас уже сейчас в процессе несколько дел с пандусами для инвалидов, и других начинаний, которые нужно завершить. К сожалению, получается не все, но мы не сдаемся.

- Где же вы находите душевные силы помогать другим?

- Это реально сложно. Уже не раз я себе говорила: «Все! Это последний раз!». Но потом все повторяется снова и снова. Случаются такие моменты, которые заставляют идти дальше. Например, мы довольно часто проводим фестивали спорта для инвалидов. Именно фестивали, а не соревнования. Когда цель не выбрать, кто лучше или быстрее, а показать людям, что они могут заниматься спортом независимо от того, что их возможности здоровья ограничены. Что для них нет в этом преград. Дать им понять, что другая сторона жизни вполне себе может быть. Так вот, мы стараемся на эти фестивали привлечь всех инвалидов, не разделяя по возрасту. Чтобы и дети видели, что есть такие же взрослые, а взрослые отвлекались от повседневных дел.

- Здорово!

- Недавно мы пригласили мальчика с инвалидностью на такой фестиваль. Он был с мамой. И когда уже все заканчивалось, они ко мне подошли, чтобы поблагодарить и уйти. А я им говорю: «Подождите, сейчас же будет награждение!». И тут ребенок с удивленными глазами спрашивает: «А что такое награждение?». И ты понимаешь, что человек всю жизнь провел то в больницах, то дома. Он не был в школе, не участвовал в конкурсах, он просто не знает, что такое «награждение».

- Ничего себе! А ведь и правда!

- И тут ты срочно ищешь волонтера, который бежит, в срочном порядке покупает грамоту, на которую при организации мероприятия не рассчитывали, приобретает дополнительный приз. Я договариваюсь с кем-то из взрослых победителей соревнований, что его наградят, а после он должен отдать мне медаль, потому что есть мальчик, который никогда в жизни не знал о том, что такое «награждение». В итоге пишем грамоту «За активное участие и волю к победе», вручаем медаль. А потом встречаю его, и он уже другими глазами смотрит на мир. Мама в соцсетях выкладывает фотографии, где он чем-то занимается, что-то делает. И тут понимаешь, что любая мелочь может кардинально изменить жизнь человека.

- Так трогательно, что плакать хочется.

- И ведь так случается постоянно! Может быть поэтому, сколько бы раз я себе не говорила, что «Все», не помогать людям у меня не получается.

- А люди благодарят ? Как вы к этому относитесь?

- Благодарность ведь тоже бывает разная. Понятно, что все говорят спасибо, но это же просто этикет. Для меня самая лучшая благодарность - это видеть как меняется жизнь людей, меняется их самооценка и мироощущение. Например, мы часто проводим всевозможные экскурсии, поездки. В прошлом году ездили на авиасалон МАКС. Возвращаемся домой, разговариваем в автобусе и один из участников мне говорит: «Кажется, у меня загорело лицо! Знаешь, я ведь всегда смотрю только в низ, под колеса, а сегодня весь день в небо!…». Ну, какая тут еще нужна благодарность! 

- Когда началась пандемия, о чем в первую очередь подумали вы?

- У меня была очень прагматичная мысль. Появились ограничения, но, по сути, в жизни инвалидов ничего не изменилось. Мы как в большинстве своем были дома, у нас не было возможности выйти на улицу, так мы и сидим. Как большинство инвалидов, мы не могли ходить в магазины, так и не можем. Как не могли посещать парикмахерские, так и не можем, потому что они не приспособлены. Для нас, по большому счету, ничего не изменилось.

- Да…

- А потом через какое-то время начали поступать звонки, что у людей возникают проблемы. Например, соцработники сократили часы посещения. Так возник штаб волонтеров, который помогал инвалидам приобретать какие-то вещи, продукты.

- А как вы чаще всего общаетесь?

- Мы используем и мессенджеры, и социальные сети. Вообще, инвалидный мир достаточно тесный и мы постоянно друг с другом контактируем. И продолжая тему коронавируса, хочу сказать, что несмотря на то, что при Общественной палате был создан штаб волонтеров, при соцзащите и других организациях, мы обращались к своим. Потому что совсем не знакомым волонтерам инвалидам довериться было сложно. Проще было попросить помощь у проверенных людей. Тех, кого они знают и не стесняются.

- Какие еще проблемы испытывали инвалиды в пандемию?

- Одной из колоссальных трудностей был ремонт колясок. Говорят, ведь, где тонко, там и рвется. Как правило, мы практически не слышим таких заявок. А тут сработал закон подлости. У одного сломалось колесо, у другого тормоз. И купить запасные части было негде! Детали искали, обзванивая всех вокруг. Потому что одно дело ты находишься на карантине и не можешь выйти из дома, а другое – когда у тебя этот карантин еще и с незапланированным постельным режимом. Сломалась коляска – ты встать не можешь, в окно посмотреть – это уже совсем другая ситуация.

- Олеся, почему решили участвовать в премии губернатора? Подавать заявку было легко?

- Самым не простым для меня оказалось народное онлайн-голосование. Ты должен просить людей нажать эту кнопку, словно выпрашивая благодарность. Что касается самого конкурса, мы с нашей организацией стараемся участвовать в различных проектах и вовсе не за денежное вознаграждение, хотя оно, конечно, для нас важно. А чтобы лишний раз напомнить о проблемах инвалидов. Для нас это такая трибуна, с которой мы кричим о том, что мы есть, что нам нужна помощь.

- А теперь вы победители! Этот приз как-то изменит вашу жизнь?

- Конечно! Ведь все делается за деньги. Если у нас в организации ломается кран, нам бесплатно его никто не дает. Мы общественная организация, не имеющая никакого финансирования. Всю ту помощь, все мероприятия, которые мы проводим, мы делаем за счет спонсорских и личных средств. Теперь мы, какое-то время не будем ходить и «попрошайничать». Мы сможем строить планы! А начнем с того, что покрасим пандус в нашей организации. Он давно уже весь ржавый.

- Олеся, несколько напутственных слов для тех, кто особенно нуждается в поддержке.

- Потерять здоровье – это всегда большая беда. Приходится заново всему учиться, привыкать. Это новая жизнь, но она совсем необязательно должна быть хуже, чем раньше. Поэтому я призываю вас не отчаиваться и попробовать открыть для себя новую страницу. А опустить руки вы всегда успеете.

Раменская организация инвалидов расположена по адресу ул. Красноармейская, д. 12. Приходите – мы постараемся оказать вам необходимую помощь и поддержку!

Раменская организация ВОИ