Фотоаппараты на улице мы не вынимали из соображений безопасности, так что фотографий будет мало...

Анекдот в тему

Фотограф получает аккредитацию на паралимпийских играх в Рио:
- И что, теперь я могу всё везде снимать?
- Всё можете!
- И спортсменов могу? И соревнования?
- Можете.
- И фавелы могу? И ничего мне не будет?
- Ничего не будет - ни фотоаппарата, ни кошелька, ни смартфона.

Итак, игры начинаются завтра, а на сегодня наша главная задача – подтвердить аккредитации и разобраться, как же тут быть журналистом. У нас уже есть небольшой опыт журналистской работы на паралимпийских играх в Сочи, но там всё вокруг было наше родное, и сама черноморская земля помогала, и группа поддержки в полсотни товарищей. Здесь же мы практически одни в тылу потенциального противника.

Сориентировавшись на местности, выдвигаемся в путь.

Первое, что бросается в глаза на выходе из отеля – это конечно же океан. Стоит перейти дорогу, и вот под ногами уже чистый влажный песок, на который неспешно накатываются пеной метровые волны. Пляж пуст… Только одинокие бегуны совершают утренний моцион, да где-то вдалеке пара сёрферов учится седлать волну. Такая пустота и умиротворённость очень непривычна для русского взора, привыкшему к Крымскому да Сочинскому столпотворению даже в разгар зимы.

Купаться нам некогда, потому слегка замочив ноги и установив, что вода по подмосковным меркам тёплая (22 градуса, как и воздух), мы отправляемся дальше.

Вот он какой Главный Пресс-центр

Наш путь лежит в Главный Пресс-центр – сердце пишущей и фотографирующей братии, слетевшейся на Паралимпийские игры со всего света. И путь этот выглядит так:

Сначала пешком вдоль океана примерно километр. Это район отелей, и кроме них и автозаправок тут нет почти ничего. Только на пляже через каждые пятьсот метров стоят башенки спасателей (ни одной девушки с габаритами Памелы Андерсон, к сожалению, среди них не водится, всё сплошь здоровые негры), да пункты по разливу алкогольных напитков.

Мимо пролетают автобусы, но у нас всё равно пока нет билетов, чтобы на них сесть (позже выяснилось, что можно было бы и заплатить водителю - «Моториста» на португальском). Автобусы носятся на бешеной скорости и полностью игнорируют остановки. Их нужно тормозить, размахивая руками, а для выхода требуется потянуть за специальную верёвку и тем самым просигнализировать мотористе.

Дальше сворачиваем вглубь населённой территории. Тут получаем ещё одно неприятное впечатление. Вообще никто не останавливается и не пропускает пешеходов (по-местному звучит слегка обидно – «Педестре»). Даже на зебре, даже инвалидов. Нужно ждать просвета в потоке и перебегать. На некоторых перекрёстках есть светофоры, но зелёный включается раз в пять минут секунд на 10, а кнопка принудительного включения, похоже, не работает. Более того, половину тротуаров тут занимает широкая велодорожка, по которой туда-сюда снуют велосипедисты (на португальском – «Циклиста») с какими-то сумками, коробками и корзинами на багажнике. Несмотря на предупреждающие надписи: «Циклисты, уступайте дорогу педестрам!» - тут тоже никто никому не уступает.

По мосту переходим местное озеро, лежащее на берегу парка Марапенди. Ничто вокруг не выдаёт, что мы в Бразилии. Растительность если и не подмосковная, то вполне себе как в каком-нибудь Курске или Воронеже. Потом оказалось, что все пальмы и лианы живут на другом конце города.

Ещё километр и наконец-то доходим до промежуточной цели нашего путешествия – автовокзала («Альворада»), куда стекаются все транспортные артерии. Здесь можно наконец купить билеты (это пластиковая карта, на которую в кассе можно записать сколько нужно поездок). Одна поездка стоит 3.8 R$ (около 80 рублей), при оптовой закупке, в отличие от московского метро, цена не снижается.

Здесь новое впечатление номер три. В Рио почти нигде нет лестниц, их все заменяют гигантские пандусы. Даже для входа в подземный или надземный переход будет приспособлен пологий пандус, тянущийся на много десятков метров или завивающийся в огромную спираль. Для велосипедистов и колясочников это безусловно удобно, но здоровым людям не помешала бы альтернатива в виде небольшой лестницы сбоку. Хорошо, что здесь зимой не бывает морозов, а то у нас подобная реализация доступной среды на полгода превращалась бы в отличные ледяные горки.

Автобусы на вокзале разделяются на два вида: обычные с маршрутными номерами (на входе расположены вертушки, заменяющие турникеты, очень узкие, через которые нужно буквально просачиваться внутрь), и BRT – некий аналог метро, с отдельными закрытыми остановками, куда можно попасть только через турникеты, а войти в автобус через раздвигающиеся двери как в лифте (некоторые ушлые подростки умудряются протискиваться снаружи между бортом автобуса и стенкой остановки и таким образом залезать бесплатно). Нам нужен именно BRT.

Находим колонну с вывеской «Центро Олимпико» - именно от неё стартует наш рейс. Теперь можно ненадолго расслабиться под ледяными струями кондиционера (во всех автобусах, метро, поездах и большинстве помещений в Бразилии температура 10-15 градусов, впору носить с собой запасную шубу, ушанку и варежки), через полчаса мы будем в Олимпийском парке, а там и до Пресс-центра рукой подать.